gromovdv (gromovdv) wrote,
gromovdv
gromovdv

Отдам в хорошие руки

Отдам в хорошие руки статью. Маленькую (меньше 5 тыс зн), но симпатичную. Как-то она у меня оказалась не при деле.
Речь в статье о следующем. Всем известен символ Хеллоуина - тыква с вырезанными "чудовищными" чертами лица, подсвеченная изнутри. В статья я привожу свои полевые записи, говорящие, что в сельской местности в России и на Украине такие "светильники" тоже были известны, причем задолго до появления американского кино про Хеллоуин. Речь идет не о заимствовании, перед нами пример совпадения ритуальных практик при общей прагматической обусловленности.
Бдительная malinxi отметила, что "единичный случай". Ну, что делать, единичный случай, а все равно есть.
Так что если кто хочет опубликовать - я за.



Громов Д.В.
Тыква для Хеллоуина: русский вариант

Светильник из тыквы (Jack-o’-lantern - букв. Джек-простак) – является атрибутом праздника Хеллоуина. Этот праздник возник на основе кельтского праздника Самайна, происходившего в начале зимы. Позже он был приурочен к христианскому празднику – Дню всех святых (All-hallowees); канун этого праздника носил название Хеллоуина. Во время данного праздника ирландцы и шотландцы вырезали из яблок, а позднее из картофелин, страшные рожицы. Впоследствии Хеллоуин расширил свои границы (он справляется в США, Канаде, Великобритании, Ирландии, Испании и Латинской Америке) и серьезно трансформировался. В частности, в США яблоки были заменены тыквой, на которой вырезались «чудовищные» черты лица, подсвеченные изнутри – так возник Jack-o’-lantern в его нынешнем обличии.
В ходе полевых исследований мы вдруг обнаружили, что тыква-светильник знакома и русским.
Пожилой москвич засвидетельствовал свое знакомство с тыквой-светильником, которую он видел в детстве, находясь в эвакуации в д. Широкий Карамыш Саратовской обл. Тыква использовалась для запугивания юношами девушек во время святочных гуляний. Информант подчеркнул, что тыквы вырезались здесь и ранее, люди старшего возраста были в этом осведомлены и давали молодежи советы [2].
Житель Курганской области, мужчина 1963 г.р. на наш вопрос о тыкве-светильнике не без удовольствия вспоминал, как на святки мальчишкам удалось напугать женщину, поднеся к окну ее дома чучело, голова которого была сооружена по тому же принципу [1]. Стоит добавить, что в данной местности мы вообще неоднократно слышали рассказы о святочных молодежных бесчинствах, в ходе которых использовались различные средства запугивания.
Сообщение мужчины 1961 г.р.: «Про тыкву-светильник мне рассказывала бабушка, они в детстве, на Украине, это делали. Так что когда начались всякие фильмы там про Хеллоуин, я это уже знал. Так вот, мы с В. решили испугать девочек, которые должны были поздно вечером проходить мимо нашей дачи. Девочки были года на три постарше, одна из них мне нравилась. И вот мы достали тыкву, вырезали в ней глаза, рот, нос и стали ждать в кустах. А девчонки-то были постарше нас. И поэтому повели себя иначе, чем мы ожидали. Одна закричала: “О, да нас кто-то пугает!”. Затопала так ногами, закричала: “У-у-у!” И получилось, что это не мы ее испугали, а она нас» [4].
В ряду типологически близких явлений надо упомянуть и использовании «чудовищной» тыквы-светильника в детских и подростковых запугиваниях, популярных в пионерских лагерях. Нам известно два случая (конец 1970 – нач. 1980-х гг.) когда мальчики вырезали из тыкв пугала и подсвечивали их свечкой, чтобы пугать девочек. Один из информантов отметил, что слышал о таком способе запугивания от пионеров, более старших по возрасту [3].
Надо отметить, что «наши» тыквы-светильники сходны с «западными» не только внешне, но и в календарном контексте. Западный Хеллоуин предполагает разгул нечистой силы; в наших сообщениях тыква-светильник часто упоминается именно в связи со святочными гуляниями. Святки, также как и Хеллоуин, предполагают разгул нечисти, что отображается, в частности, в ритуализованных молодежных бесчинствах.
Чем же объясняется наличие на двух полушариях Земли одного и того же ритуального образа, используемого в сходных контекстах?
Вероятность заимствования здесь исчезающее мала. Первое из приведенных выше упоминаний восходит к 1910-1920-м годам (Украина). Не может быть, чтобы в это время в украинских и русских деревнях было влияние традиции Хеллоуина, да и в более поздние времена это влияние маловероятно. Не может идти речи и о каких-то общих мифологических корнях.
Очевидно, сходные явления возникли благодаря их прагматической обусловленности. В двух разных культурах (кельтской и славянской) существовали сходные календарно-ритуальные практики, связанные с зимним «разгулом нечисти». И там, и там существовала, существует, и будет существовать социальная группа, активно включающаяся в подобные практики – молодежь. Ритуализированное асоциальное поведение симпатично молодежи ввиду ее психолого-возрастных особенностей: склонности к совместному времяпровождению, к экстремальному поведению, к игровой деятельности и др. Кроме того, тыква-светильник – удобная форма для запугивания в ночной тьме. При желании построить ситуацию запугивания легко самостоятельно, без постороннего влияния, додуматься именно до такой формы.
Ввиду перечисленных причин мы считаем, что и в Америке, и в России образ «чудовищного» светильника-тыквы сформировался независимо друг от друга, вследствие его прагматической обусловленности.

Список информантов

1. А-в Сергей Игоревич. 1963 г.р. Курганская обл., Белозерский р-н, д. Першино.
2. Н-н Евгений Михайлович. 1936 г.р. г. Москва.
3. С-в Антон Валерьевич. 1970 г.р. г. Владимир.
4. С-в Сергей Евгеньевич. 1961 г.р. г. Москва.
Subscribe

  • Публикую старые работы

    Как и многие (все, наверное), летом я люблю путешествовать. Но в нашей с Аллой жизни было три замечательных и романтических летних отпуска (2005-2007…

  • Издания ИЭА РАН, 2016 год. Вып. 2

    ФЕНОМЕН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОЛОГИИ / Отв. ред. и сост. Г.А. Комарова. – М.: ИЭА РАН, 2016. – 458 с. О выходе…

  • Издания ИЭА РАН, 2016 год. Вып. 1

    Заканчивается год, и надо отчитаться по издательской деятельности. Я работаю в ИЭА РАН ведущим научным сотрудником, это основная работа. Но помимо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 46 comments

  • Публикую старые работы

    Как и многие (все, наверное), летом я люблю путешествовать. Но в нашей с Аллой жизни было три замечательных и романтических летних отпуска (2005-2007…

  • Издания ИЭА РАН, 2016 год. Вып. 2

    ФЕНОМЕН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОЛОГИИ / Отв. ред. и сост. Г.А. Комарова. – М.: ИЭА РАН, 2016. – 458 с. О выходе…

  • Издания ИЭА РАН, 2016 год. Вып. 1

    Заканчивается год, и надо отчитаться по издательской деятельности. Я работаю в ИЭА РАН ведущим научным сотрудником, это основная работа. Но помимо…